Почему опыт прошлых лет не всегда эффективен с подростками?

Почему опыт поколений не всегда срабатывает с подростками?

Образование и наставление – это канал передачи знаний и навыков от старших к младшим поколениям. Однако не всегда этот процесс удачен. Мудрость предков порой теряет актуальность среди современных молодых людей. Почему это происходит? Часто потому, что сегодняшние подростки категорически отвергают предыдущий опыт, утверждая, что они во многом не такие, как раньше.

Конфликт между поколениями

Молодежь нашего времени существенно отличается от прежних поколений. Проблема заключается не только в этих изменениях, но и в неспособности подростков воспринимать традиционный опыт. Конфликт между отцами и детьми неизменен, он переигрывается на новых сюжетах и ситуациях. Мы редко внимали наставлениям своих родителей, наши дети игнорируют наши советы, и так будет продолжаться из поколения в поколение.

В центре этого конфликта стоит отрицание. Подростковая жизнь обусловлена естественным противостоянием. Психологи подчеркивают, что до семи лет взгляды родителей безоговорочно принимаются, в 11–12 лет — подвергаются сомнению, а затем полностью оспариваются.

Для большинства подростков родители не выступают в роли морального компаса. Молодые люди считают себя более осведомленными в вопросах технологий, модидных течений, карьеры и межличностных отношений, что дает им уверенность в своей правоте.

Изменения внутри молодежи

Каждое новое поколение обладает своей уникальностью. Современные подростки буквально выросли с гаджетами в руках. Доступ к информации для них — не дефицитный ресурс, требующий поиска в библиотеках, а просто набор ключевых слов в поисковой системе. Таким образом, знания как таковые начали утрачивать свою значимость. Ведь зачем кому-то запоминать что-то, если в любой момент это можно проверить в сети?

Ситуация с моральными ценностями несколько иная. Согласно психологам, основные жизненные ценности формируются в детстве. Подростковый возраст изобретает отступление от установленных норм, включая ценности предыдущих поколений, а взрослые годы ведут к возвращению и интеграции усвоенных в детстве уроков.

Причины недопонимания

Поколение, выросшее на идее, что главное — участие, а не победа, сталкивается с молодежью, которая тщательно анализирует свои шансы на успех перед тем, как принимать участие в каком-либо деле. Родители сами подталкивают такой подход, начиная с детских садов акцентируя внимание на достижениях и наградах. Эти моменты особенно видны при поступлении в вузы, где количество достижений играет важную роль.

Неудивительно, что подростки стремятся к личной выгоде во всех начинаниях. Этот подход подчеркивает необходимость успешного результата, а не просто процесса. Они даже могут спрашивать: «Будет ли сертификат за участие?». Хотя это отношение кажется меркантильным старшему поколению, для современных молодых людей такие прагматичные вопросы естественны.

Таким образом, желание подростков изыскать личную выгоду и стремление к успеху становится отражением общественного восприятия лидеров и тех, кто добился высокого статуса. Нам необходимо признать, что успех и достижения — неотъемлемая часть сегодняшней молодежи, и мы, взрослые, играем неотъемлемую роль в формировании их мировосприятия.