Особенности жизни детей учителей

Синдром учительского ребенка

В обществе сложилась распространенная точка зрения: «ребёнок учителя обязан быть эталоном: получать высокие оценки, всегда тщательно выполнять задания, вести себя безупречно. Короче говоря, он всегда должен соответствовать высоким стандартам». Из-за этого как родители, так и педагоги предъявляют детям учителей завышенные требования, что может оказать давление на их подростковую психику, потенциально провоцируя стрессовые состояния у обеих сторон.

Учительская деятельность и ее влияние на детей

Жизнь детей педагогов часто сопровождается отсутствием школьного уюта: они постоянно под пристальным вниманием, их действия оцениваются, а поведение нередко подвергается критике. Любая оплошность или учебные затруднения сказываются на репутации педагога:

– займитесь воспитанием своего ребёнка;

– научитесь контролировать своего;

– если вы не можете воспитать своего ребёнка, как можно обучать чужих и подобное.

Также данную ситуацию усугубляют пристрастное мнение одноклассников, сомнения в выставляемых оценках и неустанное родительское внимание – всё это создает неблагоприятную атмосферу для психического благополучия ребенка. Как для самого старшего родственника, так и для члена семьи-учителя постоянное напряжение становится неотъемлемой частью их образовательной реальности.

Педагоги иногда заявляют, что «учитель – это образ жизни». Каждая шутка содержит долю истины. Привычка постоянно находиться в центре внимания, служить примером, учить и мотивировать накладывает отпечаток на обыденную жизнь. Кроме того, стремление к оцениванию становится интуитивной потребностью: «это правильно, а это не совсем», «тут нужно внести коррективы», «эта работа требует улучшения», «я не удовлетворён». Само собой разумеется, и собственные дети становятся объектом подобного анализа — полученные педагогические стереотипы переносятся на дом и становятся частью семейной жизни.

Сдержанность – черта, не защищенная от истощения. Подавление эмоций часто приводит к их неожиданному проявлению в семейной обстановке. Более удобно и привлекательно любить правильного ученика-отличника. Следовательно, собственный ребенок стремится к этому идеалу. Но если ожидания не соответствуют реальности, это может послужить источником разочарования как в своем чаде, так и в профессиональных навыках.

Для решения этой проблемы, учителям следует стремиться к пониманию и мягкости, когда дело касается их детей. Они должны помнить, что каждый ребенок индивидуален и имеет свои уникальные пути развития. Открытые и доверительные отношения в семье, основанные на искреннем внимании к нуждам ребенка, помогут сбросить ненужное напряжение и способствуют гармоничному развитию личности.